Филлиоксалин в гомеопатических дозах

Previous Entry Share Next Entry
Firefly (рецензия)
grandeskimlatte
Этот текст, стало быть, был написан еще несколько лет назад, по горячим следам самого первого просмотра сериала. Сейчас, после энного количества пересмотров я, скорее всего, написала бы уже совсем другую рецензию, более вдумчивую и обстоятельную, и какое-то время я даже колебалась, стоит ли мне ее выкладывать в таком вот виде "первых впечатлений", но потом решила — пусть уж остается как есть. Так что, если вдруг будете читать, то не судите её слишком строго за некоторый сумбур и поверхностность, а главное — за многабукафф и местами, возможно, излишнюю эмоциональность. Меня тогда распирало.

 QIP Shot - храни и скачивай картинки бесплатно




Firefly вышел еще в 2002 году, и посмотреть его я собиралась уже давно, с тех пор, как начиталась про него восторженных отзывов и заинтересовалась его необычной и где-то даже трагической судьбой. Дело в том, что сериал этот очень быстро закрыли, не дав автору сценария и режиссеру Джоссу Уидону доснять даже первый сезон — телекомпания FOX, показав всего 13 серий из отснятых 15-ти, зарубила "Светлячок" на корню, сославшись на дороговизну съемок и низкие рейтинги. Съемки, безусловно, и впрямь дорогие (даже сейчас картинка смотрится великолепно, а уж для 2002 года это и подавно была круть), а других рейтингов при первом телепоказе трудно было и ожидать, если учесть, что серии демонстрировали не в хронологическом порядке (начали с 3-й, а сдвоенную 1-2 показали в самом конце) и, кроме того, еще и постоянно переносили время показа из-за трансляции спортивных передач. Так что неудивительно, что его тогда вообще мало кто посмотрел, а кто и начинал смотреть, то вряд ли "въехал" в происходящее без двухсерийного пролога. Но когда закрытый уже "Светлячок"  затем выпустили на DVD, у него сразу же появилась огромная армия поклонников, и сериал очень скоро перешел в разряд "культовых". Благодаря популярности сериала и объему DVD-продаж создателям "Светлячка" удалось в 2005 году снять полнометражный фильм ("Миссия "Серенити"), который, впрочем, провалился в прокате, ибо получился заметно хуже сериала, что, опять-таки, неудивительно. Все-таки сериальный эпик-формат не рассчитан на утрамбовку в 2 часа экранного времени, хотя в каком-то смысле Джоссу Уидону и актерам это удалось, ибо фильм сам по себе все-таки смотрится, даже без знания сериальной подоплеки, но вряд ли сильно цепляет (правда, мне тут трудно судить, поскольку я смотрела именно в порядке сериал — фильм). Показательно, что до сих пор закрытие "Светлячка" значится в топе "самых крупных ошибок", которые когда-либо совершались руководством телеканалов. И теперь, когда  "Светлячок" наконец отсмотрен, я могу с полным правом присоединиться к мнению его верных поклонников и с уверенностью подтверждаю — да, ребята, это шедевр.   Во всяком случае, это лучшее, что я когда-либо видела в жанре космической фантастики, да и не только.

Ладно, это была, стало быть, небольшая преамбула, а дальше пойдет конкретика.   


Итак, что конкретно радует в сериале? Да собственно, практически все.  От тщательно продуманной Вселенной до изумительных диалогов, которые можно просто пачками растаскивать на цитаты. О диалогах стоит сказать особо — герои постоянно пикируются, и должна признать, что настолько специфический и остроумный обмен репликами на американском телеэкране мне лично встречался крайне и крайне редко, чтобы не сказать никогда. При этом и сама речь персонажей, и их акценты (как не носителю языка мне однозначно судить трудно, но показалось,  к примеру, что кое-то из персонажей слегка имитирует южное произношение) тщательно стилизованы — эдакое своеобразное лексико-грамматическое смешение "речи прошлого" с "речью будущего". Весьма и весьма любопытные для нашего брата-филолога там встречаются оборотцы, да и забавные неологизмы (типа ругательства "gorram") очень радуют. Словом, это мир, который, повторюсь, достаточно тщательно продуман не только на визуальном уровне, но и на языковом. Юмора здесь тоже очень много, причем это юмор не "ниже пояса", а вполне себе тонкий, умный и интеллигентный, не говоря уж о том, что просто очень смешной. Есть и игра слов, и прочие труднопереводимые нюансы (поэтому даже во вполне приличном переводе "Тайкуна" добрая часть этих нюансов просто теряется, ибо они либо непереводимы, либо переведены, но неточно. Впрочем, есть там и вполне удачные примеры перевода, но встречаются и очень досадные огрехи, "убивающие" многие шутки и каламбуры на корню. Поэтому, если есть возможность, рекомендую все же смотреть в оригинале, благо в сети есть и английские, и русские титры).

Еще очень радует музыка, и вообще звуковой ряд в сочетании с визуальным — это отдельная прелесть. Космолет, "бороздящий просторы" под протяжную трель грустного кантри — за одно это создателям огромный респект. А какие там баллады, включая ту, что идет под начальные титры — кстати, ее сам Джосс Уидон написал, и музыку и слова, за что ему еще один респект. У этого парня явно и с талантом, и с фантазией, и с чувством юмора все в порядке, и мир он создал на редкость объемный и, как сейчас любят говорить, "вкусный".

Что еще нравится мне в этой Вселенной — то, что она крайне реалистична, если такое определение в принципе уместно в фантастическом жанре. Впрочем, жанр этот чистой фантастикой назвать нельзя, да и космоопера не совсем подходит, пожалуй — и поэтому его чаще и точнее всего определяют как "космовестерн", где "космические корабли, бороздящие бескрайние просторы Вселенной", весьма органично сочетаются с лихими ковбоями, скачущими на лошадях по выжженным прериям. Аналогий с типичными ситуациями вестерна, как и с собственно историей Дикого Запада, тут множество. Начать с того, что в сюжете прослеживаются совершенно очевидные параллели с историей Гражданской войны в Америке XIX века. Действие, конечно, отнесено далеко в будущее (XXVI век) и в другую солнечную систему, но сути это, разумеется, не меняет — это лишь антураж, а люди, их проблемы и их взаимоотношения, конечно же, все те же.

В далеком будущем, по мысли Джосса Уидона, две оставшиеся на Земле супердержавы (США и Китай) начали активное освоение иной солнечной системы. В результате новая цивилизация бывших землян, заселившая другие планеты, представляет собой причудливую смесь культур Востока и Запада. Этим объясняются и многочисленные надписи на китайском языке, и китайские словечки, которые постоянно мелькают в речи героев, от ласкового "мей-мей" (сестренка) и повелительного "донг ма?" ("ты меня понял?") до смачной ругани (кстати, отличная фишка: вроде и ясно, что звучит нечто матерное, и рейтинги из-за этого поднимать не нужно. Впрочем, рейтинг там все равно, должно быть, далеко не детский, но совсем по другой причине.) Еще одна черта восточной культуры (или хорошо забытой западной) — уважаемый статус профессии "компаньонки", то бишь гейши (или гетеры, или куртизанки, как угодно; впрочем бравый капитан Мэл Рейнольдс предпочитает величать их по-простому, шлюхами). Они считаются респектабельными бизнес-леди, обучаются в специальных Академиях, состоят в специальной Гильдии, сами выбирают себе клиентов, занимают высокое положение в обществе и т.д. Это что касается "истерна", а с "вестерном" и с событиями Гражданской войны аналогий тоже предостаточно. Могущественный Альянс (читай — янки) объединил под своей властью центральные штаты планеты, а непокорные "независимые" (читай — конфедераты), отказавшиеся подчиниться Альянсу и войти в него, были разгромлены в ходе галактической гражданской войны. Последняя битва в борьбе "независимых" с Альянсом состоялась в Долине Безмятежности (The Valley of Serenity). После чего ситуация в этой Вселенной сложилась, опять же, до подозрительности похожая на времена Дикого Запада: на центральных планетах сосредоточена цивилизация и жесткая централизованная власть, а на периферии — пресловутый "фронтир", где царит либо почти полная анархия, либо власть местных полукриминальных "князьков". К тому же, все планеты и луны при их первоначальном освоении приходилось "терраформировать", то есть подгонять их атмосферу, почву, климат и т.д. к условиям, близким к Земле, а это задача крайне дорогостоящая и требующая тяжелого, в том числе и рабского труда; соответственно, чем дальше от центра, тем меньше средств и усилий вкладывалось в "терраформирование", поэтому неудивительно, что на большинстве окраинных планет и спутников царит "недоделанный" засушливый климат, с преобладанием прерий и полупрерий. Опять же, цивилизация до таких планет доходит медленно, а посему общий уровень там примерно соответствует земному XIX веку, и лошади мирно уживаются с космическими кораблями.   Таким образом реалии вестерна достаточно органично вписываются в сюжет, да и персонажи, в общем, вполне соответствуют распространенным в жанре вестерна типажам: мелкие бандиты, "благородные разбойники", контрабандисты, наемники, шлюхи, "девушки, попавшие в беду", шерифы, правительственные войска, не говоря уж о вселяющих ужас "пожирателях" — это кагбе одичавшие на периферии кровожадные племена индейцев, от которых пощады ждать не приходится: налетят, снимут заживо скальп шкуру, а мясо съедят. Плюс весьма колоритные кабаки, бары и салуны, где можно и танец живота посмотреть, и в бильярд поиграть, и морду другу другу набить при случае.   Что еще очень радует лично меня в этой Вселенной — в отличие от тех же "Звездных войн" она абсолютно антропоморфная, то есть, в этой Вселенной нет никаких инопланетян, только люди. Так что никаких ужасных компьютерных харь, слава Ктулху, тут не наблюдается, а то не знаю как вам, а мне все эти хари инопланетных тварей уже изрядно поднадоели, признаться, как и бесконечные роботы. То, что в первых "Звездных войнах" выглядело ново, неожиданно, забавно и мило, за 40 с лишним лет в кинематографе уже успело изрядно приесться, ИМХО. А тут этого нет, и глаз приятно отдыхает от всякой "нечеловечины". Не говоря уж о том, что и на глубинно-иносказательном уровне наличие в этом мире межпланетного будущего только и исключительно людей, причем без всяких там мутаций и сверхспособностей, более чем показательно, и в формально фантастическом жанре такое решение особенно подкупает. Воистину, худший ад люди вполне способны устроить себе и сами, без всякой инопланетно-сверхъестественной "помощи извне".

Ну и еще, разумеется, нравятся сами герои.   На редкость удачно выписанные персонажи и великолепно подобранные актеры: никто не переигрывает, все изумительно органично смотрятся в своих ролях и настолько естественно "живут в кадре", что забываешь о том, что это актеры; кроме того, им легко сопереживать, потому что среди них практически нет картонных и плоских персонажей, как нет и статичных: все они более или менее развиваются, даже на том недолгом отрезке сериального времени, который был им отпущен. Да, и это еще тот крайне редкий случай, когда при достаточно большом количестве центральных персонажей (тут их 9) одинаково интересны и симпатичны буквально все: никто не провисает, не раздражает, не остается в тени, все по-своему хороши и у каждого своя "ниша", своя линия в сюжете, и прямо виден тот сценарный "задел" для каждого из них, который развился бы, если бы у сериала была более счастливая экранная судьба. И ужасно жаль, когда история обрывается "на самом интересном месте", так и не раскрутив весь тот потенциал, который был заключен в каждом персонаже, не говоря уж об их взаимоотношениях между собой.   

В центре, конечно, бравый капитан корабля — бывший сержант армии "независимых", ветеран галактической гражданской войны, участник последней битвы при долине Серенити, Малкольм ("Мэл") Рейнольдс (Нэйтан нашефсё Филлион):

QIP Shot - храни и скачивай картинки бесплатно
 Оказавшись на стороне проигравших, Мэл не желает подчиняться Альянсу и пытается оставаться свободным и независимым ни от кого, насколько это возможно. Он покупает старый потрепанный транспортный корабль класса "светлячок", называет его в память о последней битве "Безмятежностью" ("Серенити"), вместе со своим "боевым товарищем" Зои (скульптурная женщина Джина Торрес) собирает команду — балагура-штурмана Уоша (прикольнейший Алан Тьюдик), девчушку-механика Кейли (очаровательная Джуэл Стэйт) и туповатого громилу-наемника с женским именем Джейн (просто созданный для этой роли Адам Болдуин) — и мотается по периферийным планетам, промышляя контрабандой и прочим бизнесом, какой подвернется — как легальным, так и не очень. Кроме того, один из двух шатлов "Серенити" арендует "компаньонка", то бишь гейша, изысканная красавица Инара Серра (сногсшибательная красотка Морена Баккарин), присутствие которой придает этому подозрительному транспортному суденышку пресловутую "респектабельность" и определенный лоск.

Малкольм — фигура центральная и, конечно, неоднозначная. С одной стороны, явные параллели с Ханом Соло так и напрашиваются, и, безусловно, при создании образа Капитана-Штаны-в-Обтяжку наверняка имелся в виду "обаятельный мерзавец", созданный Фордом (и конечно, не случайно фигурка Хана Соло, "замороженного" злым Джаббой, время от времени мелькает в кадре в виде статуэтки на заднем плане Мэловой каюты), но в целом образ Мэла, как мне кажется, выигрывает по сравнению с Ханом Соло, если их вообще уместно сравнивать, поскольку тот все-таки попроще и несколько более одномерный (сказка, опять же, жанр не тот). В образе Мэла больше глубины и драматизма. Во-первых, у него, в отличие от капитана Соло, есть убеждения — он сражался и проиграл, он солдат в душе, и поэтому, хоть он и вращается в мире "сомнительных личностей", бандитов, контрабандистов и маргиналов, они чувствуют в нем чужака, да и сам он постоянно "играет не по правилам", ибо на войне правила не такие, как в бизнесе, тем более в полулегальном и теневом. Словом, в каком-то смысле он типичный романтический изгой, который нигде и ни с кем (кроме своего корабля и своей команды, разумеется) не чувствует себя "дома", и ни в одном обществе — ни в высшем, ни в низшем — не может (да и не хочет) быть принятым за своего. Поэтому капитан Мэл постоянно вляпывается во всякие передряги и неприятности, ну и плюс, видимо, природное невезение дает о себе знать, особенно когда его угораздило взять к себе на борт, казалось бы, безобидных на первый взгляд пассажиров... Но дальше уже, собственно, начинается сюжет и завязка действия, поэтому рассказывать не имеет смысла. Повторюсь только, что смотреть лучше сначала сериал, причем именно в хронологическом порядке: сперва сдвоенный пролог ("Серенити"), затем серию "Ограбление поезда" и дальше по порядку, поскольку, несмотря на самодостаточность сюжета в каждой серии, все же и сквозное его развитие тоже присутствует — в основном это касается взаимоотношения персонажей, хотя им, повторюсь, к сожалению, так и не дали развиться до логического конца. 

Вот он, костяк экипажа "Серенити": 

Мэл Рейнольдс, или Captain Tightpants ("Капитан-Штаны-в-Обтяжку", по меткому определению малышки Кейли), который всегда ходит в коричневом, в память о цвете военной формы армии "независимых": 

       QIP Shot - храни и скачивай картинки бесплатно

"Боевая подруга" Мэла, она же верная супруга пилота Уоша Зои Уошбурн: 



Виртуозный пилот, по совместительству главный юморист, балагур и любитель поиграть в динозавриков обаяшка Уош (Хобан Уошбурн), он же любящий муж Зои: 



Наемник Джейн, качок и громила, который больше на свете всего любит деньги, свою винтовку Веру и вязаные шапочки, которые присылает ему мама: 



Девочка-солнышко Кейли, прирожденный механик и любимица всей команды, временами, благодаря стараниям капитана, чувствующая себя Золушкой: 



Ну и, наконец, "компаньонка" Инара, "честная куртизанка" — как водится, с тайной любовью в сердце:

  

Вообще все девочки в сериале на редкость хороши: 



Даже второстепенные персонажи, включая колоритную межпланетную "миледи" в исполнении шикарной Кристины Хендрикс.  

Резюмирую: если нравится жанр "космовестерна", обязательно посмотрите, получите большое удовольствие. И даже если не нравится, все равно посмотрите: я вот, к примеру, и к "космо", и к "вестерну" дышу более чем ровно, но от сериала тем не менее протащилась, как удав по стекловате.   Потому как на самом деле там есть все, что душе угодно: и юмор, и стёб (ох, какой там замечательный стёб, в том числе и над киношно-сериальными штампами, прелесть), и приключения, и триллер, и драма, и мелодрама — словом, все, что душе угодно, на любой вкус. И, главное, настолько объемным и живым получился этот мир, настолько симпатичными получились герои, настолько остроумными — диалоги, что просто в голове не укладывается, как можно было зарубить на корню такую редкостную жемчужину, при том, что масса абсолютно тупых и неудобоваримых сериалов снимаются по 8-10 сезонов, и ничего.   А у этого сериала, шедшего всего половину одного сезона, сейчас практически рекордный рейтинг на imdb — 9,4. Словом, теперь я могу с полным правом солидаризироваться с доктором Шелдоном Купером, назвавшим в числе главных мировых злодеев "Дарта Вейдера и директора компании FOХ, который закрыл "Светлячок". © Воистину, и да гореть ему в "специальном аду"! 




  • 1
"Словом, теперь я могу с полным правом солидаризироваться с доктором Шелдоном Купером, назвавшим в числе главных мировых злодеев "Дарта Вейдера и директора компании FOХ, который закрыл "Светлячок". © Воистину, и да гореть ему в "специальном аду"!" - подписываюсь!!! :)))
прекрасная рецензия!!! еще не долистала ваш ЖЖ до начала, ибо недавно вышла на него, хотела спросить - у вас не было попыток рассказать историю всех центральных персонажей, как вы это сделали с Рейнолдсом в рецензии? для меня самым загадочным персонажем в сериале остался Пастор... кстати, не смотрите сериал "Визитеры"? там Морена Баккарин тоже весьма харизматична. И Тьюдик там мелькнул

Морена вообще очень активная актриса и, в отличие от многих других, не стесняется сниматься в фантастических сериалах. В Stargate SG-1 у нее довольно объемная роль.

Точно! Гореть ему в "специальном аду"! Отлично сказано!

Спасибо большое за рецензию. Написано очень интересно, красиво, информативно и главное с любовью :) Прекрасный сериал, пожалуй пора пересмотреть :)

Спасибо на добром слове! А сериал я пересматриваю периодически, где-то раз в полгода примерно. Пока не надоело. :))

Аминь :)
Справедливости ради стоит отметить, что двухсерийный пилот настроен не слишком дружелюбно к зрителю: много сюжета, экшена, деталей чужого мира и меньше по сравнению с сериалом в целом юмора. Но уже Train Job расставляет все по местам. А Our Mrs Reynolds и Out of Gas во время первого просмотра приходилось периодически останавливать, чтобы отдышаться :)

Да, мне приходилось встречать такое мнение, что пилот слишком мрачноват и затянут; очевидно, руководство телеканала посчитало так же, когда заставило Уидона и Минеара быстренько переснять начало на более динамичное и веселое (и они буквально за три дня написали сценарий Train Job). Но меня лично пилот сразу же затянул, и скучным не показался, наоборот, привлек своей подробной неспешностью в первой части и стремительным экшеном во второй. Словом, я в числе тех, кому пилот сразу понравился и показался отличным прологом ко всему действу. ))

Самое главное достоинство "Светлячка" - абсолютная тишина в открытом космосе. Ну не распространяется звук в вакууме! :)
Спасибо Вам за блог.

Зато автоматическая зенитная пушка отлично стреляет, ага :)

Спасибо!:)) Прям даже захотелось пересмотреть, надо будет заняться на досуге:)

большое спасибо вам за рецензию, сама фанат светлячка.

а все-таки - кто такой пастор?

Там чуть выше в комментах бросили ссылку на комикс, где рассказана предыстория пастора. :))

К слову сказать, я сначала сходил в кино на полный метр. И мне он очень понравился, хотя это было моё первое знакомство с персонажами и вселенной. Во-первых, герои хороши. Во-вторых, отнюдь не банальная подача истории. В-третьих, конечно, диалоги:
- Знаешь, в чём твой главный грех?
- Какого чёрта! Мне нравятся все семь. Но сейчас я готов дать волю гневу.

Ну и вообще, душевно как-то. А потом уже скачал сериал и удвоил удовольствие.

Ну да, диалоги там замечательные, конечно, начиная с первой сцены между Мэлом и Уошем ("Определи понятие "интересно". — "О боже, о боже, мы все сейчас умрём"?), и заканчивая последней сценой там же. И наверное, на фоне обычных космобоевиков фильм должен был выделяться в выгодную сторону. Просто после сериала он показался несколько более... схематичным, что ли. И все-таки зря они, как мне кажется, сделали в фильме упор именно на спецэффекты, зрелищность и драки — этим всем уже по большому счету никого не удивишь, а прелесть сериала была в другом, чего и в фильме могло бы быть побольше. Ну да ладно, как говорится, и на том спасибо. (Хотя некоторых событий фильма, бессмысленных и беспощадных, я Джоссу всё равно не прощу! :)))

Edited at 2012-03-26 05:29 am (UTC)

здОрово! спасибо за обстоятельное "многобуквенное" и вкусное описание!
сама пересматриваю с удовольствием) и да =
" Точно! Гореть ему в "специальном аду"! Отлично сказано!" )))

Вроде как режиссер сказал, что сериал рассказывает о том, как девять человек смотрят в один и тот же иллюминатор, но при этом видят в нем совершенно разное.

Складно мне не удалось процитировать :) но в общем фраза о том какие на корабле все совершенно разные товарищи собрались :) хоть и являются волею судеб одной командой.

Ага, я помню эту фразу, из Behind the Scenes, кажется. Если руки дойдут, обязательно переведу и этот ролик тоже, хотя бы вкратце — там много интересного. :)

"Светлячок" — любимейший сериал. Подсадил на него немало друзей. Ибо таки да — это шедевр. :)

Спасибо Вам за посты о сериале и о Филлионе. Очень интересно. :)

И Вам спасибо, что читаете. Буду потихоньку продолжать работать в этом направлении. :))

Рецензия внезапно кончилась :))) Спасибо!

А фоксы уже лекции могут читать на тему "Как изгадить хорошую вещь". :(

Это точно. :( "Драйв" им тоже никогда не прощу.

Отличный сериал. У Филлиона есть свой твиттер, он там частенько пишет, часто с юмором.
Сейчас вот собирает пожертвования, наверно на именинный пирог.)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account