grandeskimlatte (grandeskimlatte) wrote,
grandeskimlatte
grandeskimlatte

Categories:

Mad Men

Продолжаю потихоньку выкладывать свои старые сериальные рецензии. Эта написана два с лишним года назад, и сериал я, признаться честно, досмотрела только до середины третьего сезона, потом мужу он наскучил окончательно, а в одиночку мне его досматривать тоже как-то не хотелось. Так что впечатления, изложенные под катом, относятся к первым двум сезонам этого действа.






Итак, следующим сериалом, с которым мне хотелось бы вас познакомить, будет Mad Men. Название у нас перевели как "Безумцы", хотя в оригинале имеет место игра слов: "Мэд мен" — это еще и "Люди с Мэдисон Авеню", улицы на Манхэттене, где с середины прошлого века располагаются крупнейшие рекламные агентства; вроде бы рекламщики еще в 50-е годы сами придумали себе такое определение. Словом, уже из названия для рядового американца понятно, что речь идет о тех, кто занимается рекламой. Сериал стартовал на канале АМС в 2007 году, сейчас идет, стало быть, 5-й сезон. Автор идеи, сценарист и продюсер — Мэттью Вейнер (Mattew Weiner), который несколько лет работал в команде, выпускающей сериал Sopranos ("Клан Сопрано"). За два первых сезона сериал собрал кучу всевозможных наград и премий, в том числе и премию Emmy за выдающийся драматический сериал, и "Золотой Глобус" за лучший драматический сериал, причем два года подряд. 



Первые определения, которые приходят в голову, когда думаешь, как охарактеризовать это действо — это "стильный", "атмосферный" и еще, пожалуй, "неспешный". В нем очень мало динамики, действия в привычном сериальном понимании этого слова, то есть никакого "экшна" нет и в помине. Не случайно муж мой почти после каждой эпизода риторически вопрошает: "Ну и о чем была эта серия, собственно?" — на что я радостным голосом псевдо-Рязанова резюмирую: "Да ни о чем!"  Словом, прежде чем решать, смотреть или нет, стоит иметь в виду, что в этом сериале упор сделан не столько на действии, сколько на воссоздании атмосферы, духа и стиля определенной эпохи, и вот с этой задачей он справляется просто блестяще, хотя сюжетная основа, безусловно, могла бы быть и более внятной. Но, как говорится, нет совершенства в природе.   Еще одну интересную для себя особенность я лично вывела: в этом сериале абсолютно никто из персонажей не вызывает особой симпатии; мне раньше казалось, что я не смогу смотреть такое "долгоиграющее", причем чисто драматическое, без всякого намека на комедию, действо, если в нем будет некому сопереживать; но вот Mad Men доказал мне, что это не так. Разумеется, в данном случае и смотрится оно несколько иначе — отстраненно, без эмоционального вовлечения в ситуацию, но, тем не менее, все равно с каким-то завораживающим интересом. Ну, примерно так, как наблюдаешь за красочными и яркими, но при этом совершенно чуждыми, причудливыми и непостижимыми обитателями какого-нибудь экзотического аквариума. Вроде и сопереживать там некому, но все равно смотришь с любопытством на то, как они там копошатся, и не можешь оторваться.   
Собственно, стильность начинается уже с открывающих титров: 



Итак, главное в этом сериале — атмосфера эпохи, реконструированная с тщательной скрупулезностью. И я могу понять, почему американцы с таким любопытством и ностальгией наблюдают за воссозданием быта и стиля жизни именно этого периода своей истории. Действие происходит в начале 60-х годов прошлого века, на фоне таких событий, как предвыборная борьба между Никсоном и Кеннеди, завершившаяся победой последнего, Карибский кризис, убийство Кеннеди через два года после избрания и т.д. Это время, когда многие ценности современного американского общества не существовали еще даже в зародыше, и в чем-то то общество было антиподом сегодняшнему. Так что с высоты сегодняшнего дня, действительно, очень интересно посмотреть, "за что боролись".   Первое, что бросается в глаза: бизнес Америки 60-х — это мир мужчин. Белых мужчин, разумеется. Негры (словечка "афроамериканцы" тогда еще не изобрели  ) попадаются исключительно в качестве лифтеров, уборщиков и работников заправок. Женщины существуют исключительно в двух ипостасях: либо в качестве домохозяек, добросовестно исполняющих роль "степфордских жен" в своих аккуратных пригородных домиках или в уютных манхэттенских гнездышках, либо в качестве секретарш, телефонисток и прочего вспомогательного персонала для Мужчин, Занятых Делом (которое заключается в основном в том, что они ходят из кабинета в кабинет и околачивают груши трендят). Никаких брюк, разумеется, только платья и пышные юбки-воланы; никаких коротких стрижек, только пышные прически, "бабетты", укладки, на худой конец — конский хвостик. Впрочем, встречаются среди них и исключения — женщины, которые пытаются делать карьеру в этом мире мужчин, но они пока и воспринимаются именно как исключения. 

"Матрица" 60-х

Словом, это рай для непуганных мужчин, не ведающих пока о феминизме, равноправии, sexual harassment, толерантности, опасности курения и пьянства и т.д. Поэтому мужчины в этом мире позволяют себе все — изменять невестам и женам, заводя постоянные интрижки со всем, что шевелится, отпускать не слишком "политкорректные" (благо такого слова тоже еще не было   ) замечания в адрес негров и евреев, курить в общественных местах, пить не просыхая и т.д. Впрочем, курят там все, и мужчины и женщины, включая беременных, курят постоянно, ежеминутно и ежесекундно: дома, на работе, в постели, в машине, в ресторанах, на улице и т.д. Практически ни одного кадра нет без сигареты у кого-нибудь во рту. 




И пьют тоже постоянно: прямо как на работу с утра приходят, так и начинают "наливать себе из графина",  причем даже не вино, а вискарик или джин, а один раз весь офис упился абсентом, буквально до зеленых чертиков.     Пьют на совещаниях и заседаниях, пьют за ланчем, пьют за рулем, да и вечером, приходя домой, тоже "догоняются", уже в компании жен (а если предварительно успевают еще и к любовницам заскочить, то и там, разумеется, прикладываются в перерывах между делом). И что самое интересное — выглядят они все при этом буквально как огурчики.   Свеженькие, напомаженные, с прекрасным цветом лица, не обрюзгшие, никаких красных глаз и мешков под глазами, никакого "кашля курильщика" (благо о вреде курения еще только-только начинают заикаться в "Ридерз Дайджест", но никакого "Минздрава предупреждает" на пачках еще нет и в помине.) И все стройные и подтянутые, несмотря на то, что пробежками по утрам или там походами в тренажерный зал никто не заморачивается, да и слова "фитнес" явно пока никто не слышал.   Так что максимум физической активности, показанной в сериале — это гольф для мужчин да верховая езда трусцой для женщин. Впрочем, возможно, всеобщая стройность и подтянутость обусловлена тем, что никто не ест никакого фаст-фуда, даже на работе. Только изысканные рестораны или домашняя еда, приготовленная заботливыми женами-домохозяйками. 
Словом, вот такой он, "этот прекрасный старый мир":

    

Ну и хотя бы пару слов надо сказать о сюжете и главных действующих лицах, наверное. В центре внимания — деятельность вымышленного рекламного агенства "Стерлинг & Купер" (отцы-основатели, соответственно, Берт Купер (Роберт Морс) и Роджер Стерлинг (Джон Слэттери) — те двое респектабельных господ на первом снимке в ряду из предыдущего поста, которым афронегр ботиночки чистит). Агенство хоть и вымышленное, но рекламные кампании планирует для вполне реальных американских брендов: сигареты "Лаки Страйк", продукция фирмы "Кодак", авиакомпания "Пан Ам", предвыборная кампания Никсона (не на ту лошадь поставили...) Ну а центральный персонаж сериала — Дональд Дрейпер, арт-директор (или креативный директор, как нынче говорят) агенства "Стерлинг & Купер", и его очаровательная супруга Бетти (Дженьюари Джонс): 




Как видите, все персонажи тщательно смоделированы, если можно так выразиться — как мне показалось, каждого "делали" под какой-то популярный в те годы кинематографический типаж: скажем, сам Дон Дрейпер своим фактурным, "медальным" лицом и напомаженными волосами напоминает Кэри Гранта (хоть тот и пораньше был на пике, насколько я понимаю), его супругу явно "лепили" под Грейс Келли, красотку Джоан, офис-менеджера — под типаж Мерилин Монро и т.д. Дональд считается гордостью компании, ее мозгами, он, собственно, генерирует идеи, которые потом остальная творческая группа воплощает в жизнь. У него в жизни есть, как полагается любому мало-мальски уважающему себя сериальному герою, Страшная Тайна, которую периодически кто-нибудь узнает, а также есть милая барби-жена и двое прелестных детишек, которые обретаются в загородном доме, ну и еще пригоршня любовниц, которые меняются с завидной периодичностью. Дон пытается удержаться в своем кресле, на которое уже давно метит кое-кто из молодых и ретивых подчиненных, играет во все положенные ему по чину и рангу игры и т.д. Особой симпатии, честно говоря, не вызывает, и через какое-то время даже самый благосклонно настроенный зритель начинает замечать, что за его блестящей внешностью, за этим лощеным и глубокомысленным видом кроется, по сути, пустота и нравственная несостоятельность. Ну и еще один персонаж, который вроде как заявлен в качестве центрального — это Пегги Олсен (Элизабет Мосс), которая начинала секретаршей, но, проявив некоторые креативные способности, добилась со временем должности копирайтера. Это единственная женщина в этом мужском коллективе (не считая секретарш, телефонисток и прочего обслуживающего персонала), и карьеру она делает тоже ценой некоторого, скажем так, морального падения. Впрочем, "они все там молодцы", ангелов с крылышками там не наблюдается в принципе, как я уже писала. 

     

Ну вот, наверное, и все, собственно, рассказывать о каких-то сюжетных перипетиях смысла особого нет, ибо и сюжета как такового нет, просто течение жизни, работа, дом, сослуживцы, семья, карьера, взаимоотношения и т.д., в тщательно воссозданной атмосфере той эпохи. Если среди вас есть любители такого неспешного, тягучего, ретро-глянцево-стильного действа, то тогда всячески рекомендую. 


Tags: Сериальное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments